14:39 | 26 мая, 2018    Почта: info@prostupino.ru


Курсы валют  сегодня
$ 56.6616 + 0.2282
€ 69.4671 + 0.5845

Неизвестный и настоящий Есенин в романе Татьяны Трубниковой

Читайте новости в Вконтакте
Неизвестный и настоящий Есенин в романе Татьяны Трубниковой
Сергей Есенин. Его имя и стихи звучат как музыка, как песня. В них столько родного, близкого и живого, того что смотрит прямо душу, трогает ее. Несмотря на то, что с момента его гибели прошло чуть менее века, он остается любимым поэтом миллионов. Чего о нём только не говорили: и хулиган, и пьяница, и душевнобольной, и развратник, и антисемит...

Мифы… Все это мифы, друзья. Их придумал о себе «последний поэт деревни», а что-то придумали завистники или просто плохие люди. Каким же был настоящий Сергей Есенин? Об этом в большом интервью для газеты «Город на Оке» рассказала Татьяна Трубникова – российская писательница, член Союза писателей России, автор романа «Танец и Слово», повествующего об истории любви Сергея Есенина и Изадоры Дункан.

Кто они – современные писатели?

Мне всегда было интересно: писатели нашего времени – какие они? Как они живут, что пишут? Похожи ли они на своих великих предшественников? А может они совсем рядом, а мы не знаем? Не секрет, что сейчас писателем может стать каждый. Написал какой-нибудь детектив, или издал книжку — и ты уже писатель. А сколько их среди современных медийных лиц… Стоп, о них я говорить не хочу. Сегодня я расскажу о настоящих писателях, не побоюсь этих слов, наследниках русских традиций (тем более, что 3 марта в России отметили День писателя). А вернее о писательнице – Татьяне Трубниковой.

Татьяна Трубникова родилась в московском районе Черёмушки, но почти всю жизнь жила в подмосковном Подольске. Она не считает себя москвичкой, хотя часто приходится бывать в столице.

«В Москву не думала перебираться, но постоянно там бываю: издание книг, клуб писателей», — говорит Татьяна.

У нее два высших образования. Сначала — окончила Московский государственный университет прикладной биотехнологии по специальности экономист. Писать Татьяна начала с 21 года. Четырех лет хватило, чтобы понять, чем она хочет заниматься. В 25 лет Трубникова поступила в Институт повышения квалификации работников кинематографии, где училась красиво и интересно писать. Первое образование позволило обеспечить себя, заняться бизнесом, а второе – дало возможность найти свое призвание и реализоваться творчески.

Татьяна Трубникова. Фото из личного архива Татьяна Трубникова. Фото из личного архива

«Когда я поступала первый раз, мне хотелось пойти на журналистику, но я понимала, что мне не светит, потому что везде был блат, нужны были связи. Конечно, были особо упертые, которые 10 лет ломились во ВГИК и в МГУ. Но мне нужно было срочно начать зарабатывать деньги. Как говорил замечательный режиссер Петр Тодоровский, 25 лет – возраст принятия решения. Вот, в 25 лет я поняла, что хочу учиться писать, я хочу быть кинодраматургом, сценаристом. Я пошла в Институт повышения квалификации работников кинематографии. Там была режиссерско-сценарная мастерская Михаила Туманишвили («Марш Турецкого») и Алексея Леонтьева (он был советским сценаристом, достаточно востребованным)».

Два года учебы Татьяне хватило, чтобы перенять от мастеров основы создания качественного сценария. Больше пропадать на занятиях будущая писательница себе позволить не могла, так как у нее в то время на руках был маленький ребенок.

На дипломный сценарий Трубниковой отзыв писал известный советский писатель и кинодраматург Владимир Железников. Он говорил, что кино – это очень переменчиво и непостоянно: либо ты попал в струю, либо нет. Если нет, то твое место займут другие.

Татьяна, прошедшая серьезную школу, глядя на современные фильмы и сериалы, понимает, что сценаристы, создающие их, просто не владеют тем искусством, которое им в свое время передавали мастера.

«Я сейчас смотрю на современные сценарии и понимаю, что люди не владеют мастерством сценариста, которое нам передавали мастера. Не хочу про всех говорить. Есть талантливые люди, есть хорошее кино и было, но много ширпотреба».

Одно время после окончания первого вуза Татьяна работала в благотворительном фонде «Душа человека», который оказывал помощь душевнобольным людям. Работа там была непростая и даже тяжелая, но дала определенный опыт общения, признается писательница.

Татьяна Трубникова участвовала в разных сценарных конкурсах, работала над сценарием для сериала «Любовь слепа» по роману Екатерины Вильмонт.

«Проработала с Алексеем Николаевичем Леонтьевым. Этот сценарий купила «Студия 2В». Его много раз показывали по разным каналам. Сериал как сериал, один из первых любовных сериалов. Сказать, что что-то там выдающееся было – нет. Просто был опыт сценарной работы».

Сценарии были, и проза была, но в основном она писалась «в стол». Творческое самовыражение. Свои произведения Татьяна Трубникова нигде не публиковала, никаких связей у нее не было. Но в жизни всех творческих людей рано или поздно наступает период, когда хочется рассказать о своих произведениях, показать их. И судьба дала Татьяне шанс. Администрация Подольска устроила литературный конкурс «Подольское творчество», и наша героиня решила поучаствовать. Грех было не принять участие, тем более, если есть что предложить. Члены жюри — московские, в числе прочих известный советский писатель-фантаст Виталий Бабенко. Все участники конкурса должны были сдать три свои работы, но без подписи. Жюри решило так: выбирали лучших не по фамилии, а по их творчеству. И каково же было удивление одной из участниц, когда Бабенко сказал, что мнение комиссии разделилось. Они не знают, кому отдать первое место: автору рассказа «Леденцы» или автору повести «Шахид», но как оказалось, автор у них один – и это Татьяна Трубникова.

«Я так удивилась, меня не предупредили, я подпрыгнула в кресле, потому что Бабенко говорит: мы так спорили, кому же отдать приз: автору рассказа «Леденцы» или повести «Шахид». Мы там чуть не передрались, а позже выяснили, что это один человек. Не верилось, думали, что «Шахид» написал мужчина».

В 2009 году Татьяна Трубникова стала членом Союза писателей России, после того, как вышла ее первая книга «Знаки перемен» — сборник рассказов.

Перед интервью с писательницей я прочитала несколько ее рассказов, в числе которых те самые «Леденцы» и «Личико Ли», где повествуется о красавице, которая спилась. Действительно, рассказы интересные, захватывает с первых строк. Спрашиваю: есть ли у ваших героев прототипы.

«Прототипы всегда есть. Так или иначе — нельзя повесить картину без гвоздя. А вообще, люди говорят, что в моих рассказах – все как в жизни».

Татьяна признаётся, что труд писателя низкооплачиваемый и жить на это невозможно. Конечно, среди наших современников есть те, кто получает за свою работу хорошие деньги, но их единицы. В большинстве случаев писателю приходится выбирать: или деньги, или самовыражение.

Татьяна Трубникова. Фото из личного архива Татьяна Трубникова. Фото из личного архива

«Моя писательская работа – не основная, я на это не живу. На это жить нельзя. Либо нужно быть литрабом – работать на кого-то, в команде. Те же самые сценарии. Это не принесет славы, но принесет деньги, правда не очень большие. Мне не понравилось так. У меня небольшой бизнес. Раньше он отнимал очень много сил, а сейчас у меня больше времени на творчество. Я не живу на свое писательское творчество, увы, я бы очень хотела быть как Джоан Роулинг, это моя мечта. Но так редко получается».

А вы знаете современных российских писателей, которые живут на свое творчество?

«Да это имена, на кого-то работает целая команда. Лично я с такими писателями не знакома».

Какой ваш любимый писатель?

«Чехов, Сомерсет Моэм, из современных — Людмила Улицкая. Вообще нужно читать Гоголя и Пушкина. У Пушкина можно учиться, как писать сценарии прозу и рассказы. Я люблю Дюма, Мопассана, Джека Лондона, Золя – очень люблю французов. У них можно учиться лёгкости пера».

Сколько у вас уходит на написание одного рассказа?

«У меня, как у Блока: «Почем вы знаете, пишу я или нет? Я и сам это не всегда знаю». Потому что пишешь, когда что-то делаешь. Это все внутри происходит. Иногда пометками записываешь, редко страницами. Пометка, план, а потом намечается структура. У всех по-разному. У каждого есть способ написания. Мне мастер говорил: я не люблю писать, но я привык себя высаживать за письменный стол. Он писал план, он сюжетчик. А я иду от образа. Если есть образ – потом нарастает сюжет. Потому что образ ведет за собой и показывает, что нужно сделать».

Роман «Танец и Слово»

Пожалуй, важнейший период в творческой жизни нашей героини – это написание и издание романа «Танец и Слово» — о любви российского поэта Сергея Есенина и американской танцовщицы Изадоры Дункан. За этот роман Татьяна Трубникова получила премию М.М. Пришвина в 2015 году.

«Я очень долго писала роман «Танец и Слово» – о Сергее Есенине и Изадоре Дункан. Писала 6 лет. Копалась, материалы разные искала. Самая интересная работа – исследовательская. Где-то что-то сопоставить, что-то вытащить, интересное найти и новенькое. Хотя здесь новенькое было трудно найти. Трудность заключалась в том, что финал этой истории предрешен».

Сначала роман вышел тиражом 500 экземпляров, писательница издала его на собственные средства, а затем издательство «РИПОЛ классик», увидев, что роман пользуется популярностью и продаётся, довыпустило его тиражом 2000 экземпляров.

Интерес к жизни и творчеству Есенина появился не сразу. Татьяна читала его стихи только по школьной программе, пока в 33 года ей не приснился странный сон, который она описала в своём рассказе «Грешные вишни».

«Я не читала Есенина с 17 до 33 лет, потом он мне стал сниться несколько раз подряд. Тогда я стала читать его. Видимо, это зависит от возраста. В 17 лет меня это не зацепило никак. Я любила Маяковского — «Облако в штанах». А здесь совершенно другими глазами на все посмотрела. Здесь что-то личное переплетается. Любое произведение — это автопортрет. Заинтересовала меня личность его. И чем больше я читала, тем интереснее становилось».

Картина Татьяны Трубниковой к рассказу "Грешные вишни" Картина Татьяны Трубниковой к рассказу "Грешные вишни"

С этого момента Татьяна стала читать все, что так или иначе связано с Есениным – воспоминания современников, библиографическую литературы, всевозможные письма. Помимо самого поэта ее заинтересовал образ его жены – Изадоры Дункан.

«То, что меня больше всего подвигло к написанию романа – я поняла, что у нас в России не понимают Изадору, не понимают, какая у них была любовь. Большинство думают, что у них была страсть, погоня за славой, за именем. Наверное, это последствие романа-вранья Мариенгофа, это стереотип. Опять же думают, что Изадора жила на пайки советского правительства, жировала, пока все голодали. На самом деле она тратила свое золото, 40 русских детей она спасла от смерти. В свою школу она брала самых обездоленных и голодных. Матери на коленях просили взять их в школу, потому что это означало им – выжить в тех условиях. И она брала их».

Изадора была гением танца, как Есенин – гением слова. На родине поэта это хорошо знали, но не за границей. Там, пожалуй, один из самых лучших и «самый известный в России поэт» был всего лишь мужем великой и несравненной. И Есенина это не могло не ранить, но все равно они были вместе.

«Она очень многое сделала, она была гением жеста, потому что понимала, что жестом можно выразить все, любой оттенок чувствования. И двигалась она так, что по тем временам это можно было сравнить с волшебством, особенно когда она работала с пианистом Вальтером Руммелем. Когда она танцевала, зал просто впадал в транс. Как сейчас на рок-концертах».

Настоящий Есенин без маски

Все, что мы раньше знали про Есенина, все, что нам говорили о нём – все это неправда, а если точнее – миф, выдумка, утверждает Татьяна Трубникова. Тот образ пьяницы и дебошира, который приписывают Есенину – это всего лишь образ, созданный и им самим, и его недоброжелателями. Обычно поэты пишут свои стихи, исходя из личных переживаний, а Есенин был другим. Он сначала писал, а уже потом подстраивал свою жизнь под стихи, создавая о себе романтичный миф, сказку.

Сергей Есенин и Изадора Дункан Сергей Есенин и Изадора Дункан

«Есенин был прекрасным актером. Он учился искусству декламации.Он очень любил мифы создавать сам о себе, поэтому и не писал автобиографии. Есенин сам говорил: обо мне напишут. Он разным людям говорил разное о себе, даже от этого столько разночтений. А потом люди еще сами придумали. Он понимал, что человек живёт сказкой, независимо от возраста. Человеку нужна сказка в жизни».

И Есенин умело играл нужный ему образ. По воспоминаниям Матвея Ройзмана, в «Стойле Пегаса» находилась комиссия, а Сергей Александрович должен был поговорить с ее представителями. Но, вот беда – поэт был совершенно пьяным. Недоумевающий Ройзман подошёл и говорит: у нас комиссия, тебе надо с ними поговорить, а как это ты сделаешь? На это Есенин уверенно ответил, что волноваться нечего. Пьяной походкой прошел до конца зала, скрылся за дверью, а когда вошёл снова – был совершенно трезвым. Он предложил Ройзману выпить с ним. Оказалось, что в чайнике, из которого он якобы пил водку, была вода. Разговор с комиссией прошел успешно, после чего Есенин снова надел на себя маску пьяного, вышел в зал и начал читать стихи. А потом на каждом углу говорили: пьяный Есенин снова читал стихи в «Стойле Пегаса». Вот такой спектакль от мастера преображения Сергея Есенина. И таких случаев было много. Но зато какой ажиотаж и интерес к его персоне после очередного «пьяного дебоша» или выступления!

Мнение о том, что Есенин был больной и неуравновешенной личностью – это тоже ложь и следствие антиесенинской советской пропаганды.

«Люди написали столько ужасов про Есенина: что он был психически нездоров, что был и алкоголиком. Но его освидетельствовали в Париже, он был абсолютно здоров. Это нужно было Изадоре. Говорят, что именно она первая завела речь, что он алкоголик, после того, как он устроил скандал в отеле в Париже – выбросил в окошко кушетку, вещи антикварные разбил. Он просто хотел вернуться в Россию, а Изадора не хотела его отпускать. Он не мог без России, хотя понимал, что там ему находиться смертельно опасно. Но не вернуться не мог. На этой почве у них были скандалы».

Это и стало основной причины разрыва между Есениным и Дункан. Она хотела обезопасить мужа от гибели на родине, а он просто без этой родины жить не мог. И ничего тут не поделаешь: пропитанный всем русским и невероятно любивший все это русское поэт просто не видел себя где-то в другом месте. Татьяна уверена, что между американской танцовщицей и российским поэтом были самые настоящие чувства. Даже несмотря на то, что такому русскому Есенину, который не знал иностранного языка, было сложно с ней общаться, а делал он это при помощи жестов. Своему приятелю Тарасову-Родионову за три дня до гибели он признавался: я двух женщин только любил: Зинаиду (Райх – первая жена Есенина) и Изадору, а Дункан я люблю до сих пор.

«В их отношениях были очень тонкие психологические моменты: любовь они понимали совершенно по-разному. Изадора обожествляла плотскую любовь. Однажды в Венеции она сказала ему: бога нет, старо, глупо, вот бог — и показала на постель. Она имела в виду соединение мужчины и женщины, которое ведет к духовному единению. Для Есенина плотская часть любви – это не та любовь. Единственная настоящая любовь, как в Анне Снегиной – несбывшаяся любовь».

Кто убил Есенина?

Пожалуй, смерть Есенина овеяна еще большими тайнами и загадками, чем его жизнь. Даже сейчас, когда прошло уже почти сто лет, это дело не раскрыто, а правды мы так и не знаем. Говоря о гибели известного поэта, Татьяна утверждает, что это, несомненно, было убийство. Слишком много фактов свидетельствуют об этом. О версиях и причинах в романе не говорится. Произведение заканчивается тем, что Есенин входит в квартиру своего товарища Эрлиха (который был сотрудником ОГПУ), где его берут сотрудники советских спецслужб.

«У меня это не вошло в роман. Больше всего мне хотелось сказать о творчестве и о любви. Откуда росли эти стихи. Хотелось рассказать про «Тайну русского Слова», которым владел Есенин – из того праязыка, истоки которого он знал. Этот язык Есенину открыл Клюев, отдал «Ключи от Слова».

Татьяна Трубникова и ее роман "Танец и Слово". Фото из личного архива Татьяна Трубникова и ее роман "Танец и Слово". Фото из личного архива

Тем не менее, исследователя творчества Есенина не может не заинтересовать тайна его гибели. Есенин обладал огромным влиянием и авторитетом в России. Изначально, когда он был сторонником революции и советской власти, его не трогали. Когда же поэт увидел, что происходит со страной, он отвернулся от действующей власти. И это стало началом его гибели. Чего только стоит поэма «Черный человек» (Изначально называлась «Черный человек в черной перчатке»), где явно вырисовывается образ Льва Троцкого.

«У Есенина есть строчки про беспризорников: «В них Пушкин, Лермонтов, Кольцов, и наш Некрасов в них, в них я. В них даже Троцкий, Ленин и Бухарин. Не потому ль моею грустью веет стих, глядя на их невымытые хари…» «Хари» относится к Ленину, Троцкому и Бухарину. «Хари» не простили. Троцкий как политик понимал, какой силой обладает Есенин. На него, как на современные рок-концерты, ломились, его на руках выносили. Его одежду буквально на презенты разрывали. Не было раньше такого, и это было начало».

Есенина просто убрали, как неугодного поэта. А все дело было сфабриковано. Его участники вскоре либо были отправлены в лагеря, либо ликвидированы, а сам Эрлих, принимавший во всем этом непосредственное участие, был найден повешенным в 1932-м году.

А если вспомнить дело «четырех поэтов». В антисемитизме обвинялись Петр Орешин, Сергей Клычков, Сергей Есенин и Алексей Ганин. Незадолго до гибели Есенина был расстрелян его давний друг Ганин, стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья», как склонны полагать некоторые исследователи, было посвящено именно ему, и вовсе не было предсмертной запиской. «Манифест русских националистов» Алексея Ганина стоил жизни не только ему. Политики, только пришедшие к рулю, не могли допустить новой революции. Поэтому они и устранили всех, кто им был неугоден, кто мог помешать.

«Я считаю, что это убийство. Косвенных улик за убийство больше чем за самоубийство. Поэт Николай Браун оказался невольным свидетелем, он выносил тело Есенина из гостиницы «Англетер». Он отсидел во всех лагерях, ничего не говорил. И только незадолго до смерти он рассказал своему сыну обо всем увиденном зимой 25-го года. По его словам, у Есенина на лице были невероятные повреждения, он был умучен, эти повреждения себе причинить нельзя. «Левый глаз запал, пробоина над переносьем», сломанные шейные позвонки. Кроме того, доверенность Эрлиху вызывает сомнение. Там подпись Есенина совершенно неадекватная. Так человек мог написать, когда его бьют или совершенно пьяный, хотя мы знаем, что он почти не пил. Причем, сама доверенность написана не его рукой. Изначальный есенинский вариант доверенности был разорван самим поэтом. Клочки этой доверенности нашли в его вещах уже после смерти Есенина».

Вольф Эрлих в «Праве на песнь» написал скрытое признание: «я хочу чтобы он простил меня за то, что я продолжаю подавать при встрече руку, по крайней мере, двум из его друзей-поэтов. Это значит, что во мне недостаточно чувства его и моей чести и, наконец, пусть он простит мне наибольшую мою вину перед ним – ту которую он не знал, а я знаю».

Сергей Есенин и Изадора Дункан Сергей Есенин и Изадора Дункан

Давайте пойдём от противного. Был ли повод у Есенина покончить жизнь самоубийством?

«Когда читаешь его стихи, можно увидеть, что там много мотивов самоубийства. Кроме того, лжевоспоминатель Мариенгоф говорил, что у него было много попыток. Но ему верить нельзя. Это был настоящий «Сальери».

Был ли повод у Есенина покончить с собой. Самое важное для писателя – это не только выразить себя, сам акт творчества, но и прелесть подержать свою книгу в руках. Раньше выходили книги маленькие в мягкой обложке, простенькие. А Есенину предложили издать собственное собрание сочинений в четырёх томах и в твердом переплёте. Он говорил своим товарищам: никто из классиков не дожил до своего собрания сочинений, а я подержу свое в руках. Вы думаете, может ли человек уйти из жизни добровольно, не дождавшись этого?»

Закончить статью хочу именно этими строками. Пусть каждый читатель даст ответ себе на этот вопрос. Говорить о жизни и смерти Есенина можно очень долго. По этому поводу существует очень много версий и точек зрения. Говорят разное, но мы знаем одно, что для Есенина самое главное в жизни были стихи и его слово. Моя собеседница, Татьяна Трубникова, утверждает, что поэт в буквальном смысле отдал всю свою душу стихам, а все что связано с ним, все его произведения – они живые. И я с ней согласна. Есть в его творчестве невероятная сила и глубина. Каждое стихотворение кажется настолько личным и близким, что это — будто с тебя писали. Не каждый умеет петь так, как это делал Есенин. Так умел только сам Есенин. Какая я бы правда не была, Сергей Александрович пережил своих обидчиков. Он так и останется в памяти каждого нового поколения вечно молодым поэтом-хулиганом, а его стихи будут пробираться в самую душу. Потому что классики не умирают, но живут вечно…

27 апреля 2017, 15:40
Автор: Елена Казимова
Просмотров: 533
Версия для печати
Рассказать друзьям

Комментарии:

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)